воскресенье, 19 апреля 2009 г.

Любопытная Варвара…

Среднестатистический двухлетка имеет огромный интерес ко всему на свете, невероятную энергию, а также временное неумение управляться со всем этим. Что делать родителям?


Знакомо ли вам словосочетание «праздное любопытство»? А душераздирающий «триллер» про Варвару, лишенную носа из-за того же «порока»? Подсознательно мы привыкли воспринимать любопытство как качество, недостойное воспитанного человека. И это большая ошибка!


Что такое?


В первые годы жизни мозг малыша впитывает знания, как губка. Мало того, получать новые и разнообразные стимулы — это одна из основных потребностей ребенка, не менее важная, чем потребность в пище, тепле, ласке и свежем воздухе! Специально для удовлетворения информационного голода малыша его нервная система наделена интересным механизмом — рефлексом «Что такое?». Он включается, когда любое животное (и человек в том числе) сталкивается с новой ситуацией. Все органы и системы приводятся в «полную боевую готовность» — навостряются ушки, затаивается дыхание, напрягаются мышцы. В этот момент в головном мозге резко увеличивается способность образовывать нервные связи (то есть усваивать информацию), и организм как будто получает сигнал: «Сейчас будем развиваться!». Именно этот рефлекс проявляется как любопытство.

Вывод: Учиться получается быстрее и успешнее тогда, когда нам любопытно!


Поможем любопытству


В последнее время появилось множество развивающих методик, призванных стимулировать познавательную активность малыша. Однако это небольшое лукавство. На самом деле, не нужно побуждать малыша к тому, чтобы он познавал этот мир. Ребенок сам очень хочет, буквально жаждет этого! Но важно, чтобы у него были условия для проявления своего интереса к миру. Если хочется сохранить в своих детях умение удивляться, радоваться новому и учиться с удовольствием, помогите им!



  • Рыбка в море знаний. Вовсе не обязательно читать трехлетнему ребенку перед сном учебник по квантовой физике — возможно, это перебор. Но очень здорово, если кроха находится в среде, которая постоянно подталкивает его к познанию. Это совсем несложно: пусть игрушки будут как можно более разнообразными, с большим количеством возможностей (мозаики, конструкторы, напрмер); на полках поселите не только детские книжки, но и энциклопедии, художественные альбомы…

  • Умничка! Важно не только подтолкнуть, но и поддержать любопытство малыша. Когда он проявляет интерес к чему-то, покажите, что это здорово и радует вас: «Хорошо, что ты спросил, давай разбираться» — вместо попытки отмахнуться: «Почему, почему… Потому!».

  • Делай как я! Как вы думаете, может ли вырасти любопытный и смышленый ребенок в семье, где родители ничем не интересуются? Если папа и мама охотно читают, обсуждают новые темы, смотрят телевизор не только как аккомпанемент к вечерним пельменям, но и для получения удовольствия от познавательных программ, ребенок перенимает их желание обладать новыми знаниями.


Не помеха!


Хоть «любопытный» рефлекс и дан нам самой природой — то есть является очень мощным — он может и угасать. Если на пути интереса встают преграды, он начинает ослабевать, пока не «засыпает» вовсе. В жизни это проявляется очень ярко. Наверняка вам встречались дети-«старички»: с потухшими глазами, скептическим взглядом на мир, которых невозможно заинтересовать чем бы то ни было. Что может стать помехой на пути развития любопытства?



  • Детки в клетке. Безусловно, ребенок должен знать, что существуют некие границы дозволенного. Но если рамки и ограничения становятся слишком тесными, если малыш на каждом шагу натыкается на «Нельзя!» — о каком же развитии может идти речь?

  • И побольше, побольше! Часто благие намерения родителей оборачиваются чрезмерным усердием: ребенка буквально «фаршируют» знаниями, каждые две минуты предлагая (а то и заставляя) почитать книжку, поиграть, сложить паззл… В результате его мозг привыкает: зачем искать информацию, если можно пассивно «кушать, что дают»? По этой же причине не спешите приучать кроху к долгим просмотрам телевизора.

  • По образу и подобию. Проявление любопытства тесно связано с развитием творческих способностей ребенка. Если мы приучаем его в играх, рисовании, лепке следовать четким инструкциям, делать только так, как «надо» — его креативное начало «впадает в спячку» вместе с познавательной потребностью.


В мирное русло


Развиваться, конечно, нужно. Вот только родителям не всегда легко смириться с тем, что полутора-двухлетнему карапузу жизненно необходимо залезть на стол/телевизор/холодильник, вывернуть все содержимое шкафчиков и тумбочек, а также обстучать и разобрать все, что нельзя разбить. Шустрость у таких карапузов повышенная, а вот осознания последствий своих действий пока маловато. Если бы это приносило только материальный ущерб, еще куда бы ни шло. Но, к сожалению, из-за неуемного любопытства малыш может попадать в ситуации, угрожающие его безопасности. Специально для мам и пап любопытствующих «товарищей» мы предлагаем инструкцию, как оградить малыша от неприятностей и при этом не пресечь его любопытство.


Шаг 1. Подготовительный. Чем более безопасным будет ваш дом, тем меньше «запретных» одергиваний будет слышать ребенок. Опускаемся на колени и проползаем по всей квартире. Что интересного и заманчивого открывается нам в этом ракурсе? Например, напольная ваза из керамики — просто суперцель для бросания в нее папиным мобильным телефоном… А что еще малыш потенциально может опрокинуть на себя, разбить, куда забраться и упасть? По ходу путешествия составляем список «опасных зон».


Шаг 2. Закупочный. Отправляемся в хозяйственный или детский магазин и приобретаем нужные средства защиты. Приблизительный список следующий: заглушки для розеток, накладки на углы мебели, фиксаторы для дверей, окон, стопоры для открывающихся шкафчиков, защитный экран для духовки (а также камина и лестницы, если они у вас есть). Кроме того, понадобятся детские носочки с наклейками-«тормозами» против скольжения (чтобы пробежки от одного объекта к другому не сопровождались падениями и слезами), а также влажные салфетки для любопытных ручек (пригодятся на прогулке).


Шаг 3. Исполнительный. Убираем из зоны досягаемости малыша все ценные вещи. Размещаем приобретенные средства безопасности.


Шаг 4. Наблюдательный. Помним, что всего предусмотреть невозможно, поэтому за карапузом все равно нужен глаз да глаз. Как показывает практика, большинство неприятностей случаются с ребенком, когда за ним присматривают не одна, а несколько «нянек». Почему? Потому что каждая уверена в том, что другая уж точно внимательно следит за крохой! Если кроме вас в доме присутствует еще кто-то из взрослых, предупреждайте друг друга, кто в данный момент отвечает за малыша.


Шаг 5. Запретный. Так или иначе, все равно будут возникать ситуации, требующие вашего вмешательства, когда под угрозой оказывается безопасность ребенка (хочет подергать дворовую собачку за хвост), окружающих (собирается постучать по голове соседа по песочнице грузовиком) или ценных вещей (хочет засунуть мамину помаду в стиральную машину). Важно четко донести до ребенка, чего именно делать не следует, и твердо придерживаться своего запрета.


Шаг 6. Направляющий. Однако запретить делать «каку» — полдела. Ведь любопытство уже возникло, вся нервная система малыша настроилась на то, что вот-вот начнет развиваться семимильными шагами. Если мы прервем ее на самом интересном месте, возникнет очень сильная обида. Вы же не отказываетесь напоить кроху в жару! Значит, познавательную потребность нужно обязательно удовлетворять, перенаправив ее вектор на дозволенные занятия и предметы. Дворовую собачку потискать нельзя — можно плюшевую, а на живую — посмотреть издалека; по голове машинкой бить запрещается, но разрешается по бортику песочницы, а мальчика — погладить ручкой; в стиральную машину засовываем испачканную кофточку, а помаду — в мамину сумку.


А как же приличия?


Ведь пресловутой Варваре не на пустом месте оторвали нос! Бывают моменты, когда любопытство ребенка стоит все-таки унять. В нашей культуре принято соблюдать определенные рамки, за которые «в приличном обществе» нельзя заходить. Они касаются, в основном, внешности и здоровья окружающих, а также чужой переписки и личных вещей. Значит, чтобы малышу было легче адаптироваться к социальным нормам, давайте с самого раннего возраста приучать его к следующим правилам:



  • не стоит пристально рассматривать незнакомых людей, а также громко интересоваться (даже у мамы) особенностями их одежды, прически, самочувствия;

  • если хочется зайти в закрытое помещение, следует постучать, дождаться ответа или приглашения, и только после этого входить;

  • копаться в маминой и папиной сумке, а также — в карманах одежды друзей и родственников можно только с их разрешения.


Опять-таки помните о том, что больше всего на ребенка действует пример взрослых. Как вы сами относитесь к личному пространству ребенка? Есть ли у него отдельный шкафчик или хотя бы коробочка для «секретов»? Спрашиваете ли разрешения перед тем, как переложить или взять его игрушки, книжки, карандаши? Если в вашей семье принято обижаться на ответ «Не скажу», двери в комнаты никогда не закрываются и все вокруг «общественное» — малыш рискует вырасти с искренней уверенностью в том, что можно спокойно интересоваться личными вещами других людей, не заботясь об их границах.


Как видите, рецепт блюда «Любопытный малыш» состоит из всего нескольких ингридиентов: любви, уважения и интереса. И что бы там ни утверждали поговорки, любопытная Варвара имеет гораздо больше шансов реализовать свои способности, чем смирный «тюфячок»!


Анна Рымаренко, психолог


По материалам журнала "Мой ребенок"


www.roditeli.com.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий